В помощь специалистам СППС

Дата: 21 сентября 2016 в 10:27, Обновлено 7 февраля в 21:41
Автор: Найдён С. П.

График консультаций специалистов СППС ГУО "Социально-педагогиечский центр Столбцовского района"

Самохвал Анастасия Николаевна

педагог социальный

Понедельник                                       9.00-10.00

Среда                                                   11.00-12.00

                                        Четверг                                      11.00 -13.00                                          

Гапанович Инна Николаевна

педагог-психолог

Понедельник                                       14.00-15.00

   Четверг                                                11.00 – 12.00

Пятница                                               9.00-11.00

Найдён Светлана Павловна

педагог социальный

Вторник                                               9.00 – 10.00

Среда                                                   10.00 – 11.00

Четверг                                                9.00 – 11.00   

                       Ссылка для скачивания: Циклограмма и образцы предоставления отчетной документации специалистами СППС учреждений образования района в ГУО "Социально-педагогический центр Столбцовского района" 


Законодательство, регулирующее деятельность социально-педагогической и психологической службы учреждений образования


Активные формы работы в деятельности социально-педагогической и психологической службы

Всякое знание остается мертвым, если …
не развивается инициатива и самодеятельность. 

Н.А.Умов

    Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога.

     Под активными формами работы в деятельности социально-педагогической и психологической службы имеются в виду те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта, в противоположность так называемым «традиционным подходам», где субъект играет гораздо более пассивную роль. В деятельности специалистов СППС в качестве «субъектов» работы выступают несовершеннолетние,  законные представитель несовершеннолетних, педагоги.

     Главным инструментом повышения эффективности передачи знаний являются активные методы обучения, которые значительно уменьшают давление традиций и стереотипов, поскольку новые знания не конкурируют со старыми, а активно включаются в иных условиях. Педагог в этом взаимодействии становится организатором или источником информации самостоятельной работы.

Традиционный подход и организация взаимодействия исследовательской основе имеют следующие различия:

Традиционный подход

Ориентация на исследование

Педагог излагает основные взгляды, понятия, идеи

Самостоятельно или вместе с педагогом постигают взгляды, ведущие понятия и идеи

Узнают основные идеи благодаря прямому изложению

Правила, законы, идеи формулируются самостоятельно

Основная цель - формирование практических манипуляций, навыков

Развитие системного мышления (умение видеть ситуацию в целом, находить противоречия)

Развитие способности следовать указаниям. Выводы и рекомендации планируются заранее

Принадлежит ведущая роль в принятии решений, выборе способа реализации или рекомендации

Основная форма работы: лекция

Организация исследования, дискуссия

Психические процессы: задействуется память, внимание, восприятие

Опора на мышление

Функция педагога - всезнающий эксперт

Основная функция: помогать, поддерживать, направлять

      Среди активных форм работы специалистов СППС с несовершеннолетними, законными представителями, педагогическим коллективом можно выделить:

  • Дискуссия - равноправное обсуждение педагогами и детьми  проблем самого различного  характера. Она возникает, когда перед людьми  стоит вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на поставленный вопрос. Результатом может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.

Приёмы организации дискуссии

«Круглый стол» - беседа, в которой участвует небольшая группа педагогов вовремя которой происходит обмен мнениями между ними и  остальными.

«Форум» - обсуждение, в ходе которого группа вступает с аудиторией в обмен мнениями. По проблемам, например, причин плохой дисциплины.

«Симпозиум» - более формализованное, по сравнению с предыдущим, обсуждение, в ходе которого педагоги выступают с сообщениями, представляющими свои точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой из педагогов может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы.

«Дебаты» - обсуждение, построенное на ситуации: «докладчик – оппонент».

  • Диспут - он также предполагает обсуждение и споры. Дискуссия более широкое понятие, она может органично вписываться в повседневное общение и деятельность детей. Если дискуссия возникает спонтанно, по мере жизненной необходимости, то диспут проводится по конкретной теме, которая определена его участниками, специально готовится и организуется педагогом или специалистом-ведущим.
  • КТД (коллективное творческое дело) – совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ.
  • Коллаж – на листах ватмана с помощью  иллюстраций из старых журналов,  символов, цитат создается образ заданного явления.
    (вариант: живой коллаж – образ заданного явления создается с помощью пантомимы, литературных, музыкальных отрывков, видеозарисовок, плакатов, ролевых сценок и т.д.). 
  • Гостиная – организация неформального тематического общения 
    (создание особого интерьера, ритуал встречи, приглашение «особых» гостей, представление гостей, организация общения). 
  • Ток-шоу – особая форма дискуссии, которая организуется по тематическому  сценарию (приглашаются гости, имеющие особое мнение по обсуждаемой проблеме, в качестве иллюстраций разыгрываются проблемные ситуации, используются видеозарисовки, кадры из фильмов, придумываются задания для «зала»).
  • Аукцион - организация «продажи» (защиты) своих идей, принципов, талантов, образа жизни и т.д. (необходимо создание особого интерьера, сценария проведения, атрибутики).
  • Мастер-класс демонстрация своего «мастерства» в какой-либо области  и обучение желающих каким-то умениям (проводится в  особой торжественной обстановке, во вступлении осуществляется яркая, эмоциональная презентация «мастера», продумывается предварительная реклама  мероприятия).
  • Живой журнал – рассмотрение какой-либо актуальной проблемы (темы) с разных точек зрения с помощью «журнальных» рубрик (репортаж, новости, шутки, круглый стол) и живых участников, представляющих материалы каждой рубрики в форме сообщений, инсценировок и т.д.
  • Психологический тренинг:

     Как показывает опыт, эффективным методом, позволяющим приобрести новые знания, социальные установки, умения и навыки самопознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия, является тренинг (активное социальное обучение). Он требует от педагога-психолога не только профессиональных знаний и коммуникативных умений работая с группой, ему важно соблюдать условия и принципы построения взаимодействия, помнить, что на эффективность контактов с группой влияют его умения и навыки правильно выбрать интонацию, грамотно говорить, использовать профессиональную терминологию, а также жесты, мимика, манера держаться перед публикой, вкус в одежде и др.

  • Психологические игры

     Игра – модель социального взаимодействия, средство усвоения социальных установок. Игра расширяет сознание, развивает творческие способности, талант к общению. Большое значение имеет как сам процесс игры, так и осмысление происходящего после игры. Для организации игры с взрослыми важным является как отношение друг к другу, к самой игре, культурная ситуация в целом.

     В процессе занятий используются следующие игровые методы: ситуационно-ролевые игры, дидактические, творческие, деловые, разогревающие.

  • Ситуационно-ролевые игры

     Такой вид игры особенно полезен, так как является инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ролей, способствует социальной адаптации. Когда разыгрываются роли, конкретные ситуации, в них привносится собственный опыт и часть собственной личности участников. Например, на одном из родительских собраний была разыграна ситуация: «Подростки курят и ругаются у школы, это видят учащиеся первого класса. Ваши действия…»

  • Разогревающие игры

    Каждое занятие, встречу следует начинать с некоторых процедур, погружающих в особую игровую атмосферу, позволяющую быстро и без усилий настроиться на специфичную работу. Разогревающих игр очень много. Иногда игры, предлагаемые в начале занятия, выполняют не только функцию разогрева, но и становятся «мостиком» к обсуждению серьёзных вопросов. Однако не стоит разогревающие процедуры перегружать глубинными смыслами, на начальном этапе важно подготовить почву для последующей продуктивной работы.

  • Детско-родительские мероприятия

    Детско-родительские мероприятия проводятся в форме игры с элементами тренинга, в которой принимают участие команды смешанного состав: родители и дети. Можно включать сюда психолога и педагогов, тогда эффективность игры только увеличится.

     Детско-родительские мероприятия ставят своей задачей показать  родителям и другим взрослым возможности ребёнка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. Но не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть других детей в группе, классе, чтобы понять место своего ребёнка среди них, а также  через сравнение с другими  точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери.

     Хотя мы говорим о детско-родительских мероприятиях в аспекте работы с родителями, они не менее важны для детей. Они позволяют ребёнку увидеть родителей как реальных людей, без привычной родительской роли. Более того в непривычной для многих творческой, жизнеутверждающей позиции. Причём, чем активнее проявляются родители, тем большее чувство гордости возникает у детей. Это положение необходимо объяснять родителям. 

  • Аукцион педагогических идей – основная цель – обобщение и распространение передового педагогического опыта. К сожалению, в коллективах все еще присутствует такая проблема как «страх» перед публичными выступлениями. Данная форма помогает решить и эту проблему. Ведь педагогу надо представить так свою работу, чтобы коллеги захотели «купить» её.
  • Проектная деятельность – это интеллектуальный труд, требующий не только высокого уровня мышления, но и сформированной базы для работы в проектном режиме. Поэтому при овладении проектной деятельностью необходимо формирование следующих специальных проектных умений: проблематизация; целеполагание; планирование; прогнозирование; рефлексия и самоанализ.

Педагог социальный ГУО «Социально-педагогический центр Столбцовского района»  Найдён С.П.

    

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.