Родителям

Дата: 16 сентября 2016 в 10:18, Обновлено 23 ноября в 15:33
Картинки по запросу для вас родители

Что такое "социально опасное положение"?

Правовое регулирование

   В Республике Беларусь при определенных условиях несовершеннолетние могут признаваться находящимися в социально опасном положении (далее — СОП). Процедура присвоения семье такого статуса и возможные последствия регламентируется рядом правовых документов:
• Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;
•Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите»;
• Законом Республики Беларусь от 31.05.2003 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
•  Декретом № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
   Кроме того, многие вопросы изложены в Методических рекомендациях по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации (утв. Министром образования 14 декабря 2017 г.).

Что считается социально опасным положением для ребенка?

   Критерии и показатели СОП несовершеннолетнего определены в Постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47.
     К несовершеннолетни, находящимся в социально опасном положении, относятся        несовершеннолетние, которые:
  • воспитываются в семье, где родители или иные законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей,  либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических,  токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;
  • вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
  • являются жертвами  физического, психического или иного вида насилия;
  • пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
  • оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуаций.
     У ребенка должен быть организован режим дня, досуг, и он должен учиться. Непосещение ребенком учебных занятий без уважительных причин – основной повод для беспокойства педагогов.
    Проверяющие обращают внимание на то, работают ли родители, есть ли у них стабильный источник дохода, могут ли обеспечить детей питанием, необходимой одеждой и обувью. У ребенка должно быть спальное место, чистое постельное белье, своя посуда, еда, игрушки, место для подготовки уроков, игр. Во дворе частного дома, где играет ребенок, не должно быть опасных предметов.

Что может быть поводом для осуществления визита в семью?

    В случае, если родитель был задержан за совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо случился семейно-бытовой скандал, произошел несчастный случай и ребенок получил травму, ушел из дома и т.д. семью посетят педагогические работники.
        Посетят семью и в том случае, если ребенок совершил правонарушение или у семьи долг за коммунальные услуги за 2 полных расчетных периода, выявлены нарушения, создающие угрозу жизни и здоровья  людей, возникновению пожара.
     Педагоги обращают внимание на слабое участие родителей в жизни учреждения образования, пропуски учебных занятий, обращения соседей и других граждан.
      Но это не значит, что детей сразу признают находящимися в СОП.
  Кроме того, изучение особенностей семейного воспитания обучающихся является обязанностью воспитателя и классного руководителя и осуществляется регулярно, рекомендуемая периодичность посещения несовершеннолетних  на дому 1 раз в год.

СОП - это катастрофа?

    Часто почему-то статус СОП воспринимают не как помощь и сопровождение ребенка и родителей, а как вид контроля и наказания. Родители не должны воспринимать это как вмешательство и отвергать эту помощь.  Например, ребенок уходит из дома, не посещает занятия, а родители не могут объяснить, что происходит. Никто не знает, почему он так делает, нужно разобраться, что его не устраивает.
      Статус СОП присваивается решениями педагогического совета или совета по профилактике безнадзорности и правонарушений учреждений образования на основании проведенного социального расследования.
      Это не единоличное решение.
    После того как ребенок признается находящимся в СОП, составляется план защиты прав и интересов ребенка. В него включаются пункты, направленные на помощь семье (коррекция детско-родительских отношений, правовая, психологическая, материальная помощь и др.).
    Детей не разлучают с родителями.

В каких случаях комиссия может сразу забрать ребенка?

     Это крайняя мера применяется в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка.

Влияет ли статус СОП на карьеру ребенка в будущем?

    Хотелось бы отметить, что признание ребенка находящимся в СОП никак не влияет и не накладывает отпечаток на его дальнейшее профессиональное становление, не ограничивает его права и свободы.     

В случае возникновения вопросов, Вы можете обратиться за консультацией в ГУО «Социально-педагогический центр Столбцовского района».

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ 
социально опасного положения несовершеннолетнего

Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего

Показатели социально опасного положения несовершеннолетнего

1. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей:
своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др. (отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребенка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю, стать жертвой повреждений и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью)
Факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнания ребенка из дома
Родители лишены родительских прав в отношении братьев, сестер

2. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами

Принуждение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным играм
Вовлечение ребенка в преступную деятельность, антиобщественное поведение
Незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку
Запрещение ребенку посещать общеобразовательное учреждение 
Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия

3. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер)

Приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ
Аморальный образ жизни родителей несовершеннолетнего (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учете в органах внутренних дел и др.)
Родители привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, 17.3 (часть вторая), 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

4. Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку родителями физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка
Сексуальное насилие или развращение несовершеннолетнего
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму)

5. Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия

Рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях)
Укрепление асоциальных связей, бродяжничество несовершеннолетнего
Несовершеннолетний совершает действия, влекущие административную либо уголовную ответственность, состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних
Несовершеннолетний является членом экстремистской группировки, деструктивной секты

6. Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации

Проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера
Социальная изоляция несовершеннолетнего
Негативное влияние на несовершеннолетнего культурных или религиозных факторов
Жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых
Отрицательное влияние сверстников, взрослых
Несовершеннолетний, пострадавший в результате аварии, катастрофы, бедствий и др.
Несовершеннолетний предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания


Ответственность родителей
за воспитание и содержание детей
      Уважаемые родители!
     Нет ничего более ценного для каждого роди­теля, чем благополучие ребенка и его безопас­ность.
     Семья для ребенка является первым институ­том социализации. Именно в семье он получает первые навыки общения с окружающим миром, «впитывает» правила поведения и нормы, уста­новленные в обществе.
   Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь. Существует административная, уголовная и гра­жданская ответственность.
         В статье 32 Конституции Республики Беларусь указано, что:
     «Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые мо­гут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию».
    Ответственность семьи за ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:
     «Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценно­го развития, воспитания, образования, укрепле­ния здоровья ребенка и подготовки его к само­стоятельной жизни в семье и обществе.
     Законные представители обязаны сопровож­дать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами».
      Статьей 17.13 Кодекса Республики Бела­русь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершенно­летнего в ночное время вне жилища.
     В случае неисполнения таковых обязанно­стей предусмотрена ответственность обоих ро­дителей в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин.
За те же деяния, совершенные повторно в те­чение одного года после наложения администра­тивного взыскания за такое же нарушение, насту­пает ответственность в виде штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.
     Частью 5 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» закреплено, что:
  «В случаях, установленных законодатель­ными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Рес­публики Беларусь», то есть за совершение ре­бенком, не достигшим возраста администра­тивной либо уголовной ответственности, дея­ния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается адми­нистративная ответственность родителей или лиц, их замещающих.
    Ответственность в данном случае насту­пает по статье 9.4 Кодекса Республики Бела­русь об административных правонарушениях.
    Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполня­ют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физи­ческом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевремен­ного получения образования, успешного обуче­ния и т.д., чем не выполняют требования, закре­пленные статьей 75 Кодекса Республики Бела­русь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста администра­тивной либо уголовной ответственности, дея­ния, содержащего признаки правонарушения либо преступления.
     За его совершение предусмотрено админи­стративное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере до десяти базовых величин.
    За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения админист­ративного взыскания за такое же нарушение, пре­дусмотрено взыскание в виде штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.
    При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об админист­ративных правонарушениях, составляются в от­ношении обоих родителей.
     Согласно статьи 943 Гражданского кодек­са Республики Беларусь материальный или мо­ральный вред, причиненный действиями несо­вершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению непосредственным при­чинителем вреда.
     Законные представители этого лица, несут ответственность в том случае, если у несовер­шеннолетнего нет достаточного заработка или имущества для возмещения вреда.
    Обязанность родителей (усыновителей, попе­чителя) по возмещению вреда, причиненного не­совершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достиже­нии причинившим вред совершеннолетия, либо в случае, когда у него до достижения совершенно­летия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.
    Также следует учитывать, что в соответст­вии со статьей 944 Гражданского кодекса Рес­публики Беларусьответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, может быть возложен судом на родителя, лишенного роди­тельских прав, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, по­влекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.
     Кроме обязанности заниматься воспитани­ем ребенка, родители обязаны и содержать его.
       Статья 174 Уголовного кодекса Республи­ки Беларусь предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей ли­бо от возмещения расходов, затраченных госу­дарством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении.
     В случае уклонения родителей более трех ме­сяцев в течение года от уплаты по судебному по­становлению средств на содержание несовер­шеннолетних или совершеннолетних, но нетру­доспособных и нуждающихся в материальной помощи детей может быть назначено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограни­чение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.
     За уклонение родителей от возмещения рас­ходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на госу­дарственном обеспечении, предусмотрено нака­зание в виде общественных работ, или исправи­тельных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или ли­шение свободы на срок до одного года.
     По ч.З ст. 174 УК, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклоне­ние от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содер­жание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, наступает от­ветственность в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок от одного года до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет.
     К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей.
    Именно поэтому статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь введена ответст­венность за оставление в опасности.
      За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старос­ти, заболеванию или вследствие своей беспо­мощности, в случаях, если виновный имел воз­можность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться,
предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет.
    В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторож­ности или с косвенным умыслом поставило по­терпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние,-
наступает уголовная ответственность в виде ареста на срок до шести месяцев или лишения сво­боды на срок до трех лет.
    Нарушение прав и законных интересов ре­бенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную зако­нодательными актами Республики Беларусь, в том числе Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государствен­ной защите детей в неблагополучных семьях», в соответствии с которым, дети подлежат госу­дарственной защите и помещению на государст­венное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным обра­зом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.
Уважаемые родители!
Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, жела­ния создать для ребенка безопасную среду, вос­питать его достойным гражданином нашей страны.

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА
ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
  • Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
  • Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
  • Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  • Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
  • Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  • В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
  • НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  • ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
  • НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  • Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
  • Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
ГУОПП МОБ МВД Республики Беларусь 
 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.